Влияние сказок на развитие личности ребенка

загрузка...

Сказка — это одна из моделей эстетического творчества детей и взрослых. В ее основе – орган эмоциональной сферы —  фантазия малыша. Ведь основа фантазии в образах, при помощи которых у ребенка есть возможность выражения собственных чувств. Поистине, сказки оказывают огромное влияние на личностное развитие.

Между играми и сказками существует глубокая связь. Ведь в любой истории присутствует игровой замысел, который находится вне зависимости от того, сыграна эта игра или нет.

При прослушивании сказки, у ребенка есть та же свобода в игре образов, в сопровождении которой происходит игра движений. Игра является инсценированной сказкой, а сказка – это игра до инсценировки. Для ребенка история не является чистой выдумкой. Для него сказочные герои живут своей отдельной жизнью и влияют на его чувства и мировоззрение.

Сейчас существует два главных вида сказок: народные и авторские, которые можно разделить на истории о животных, страшные и бытовые. Рассмотрим подробнее каждый из этих типов.

Народные сказки

В народных сказках есть два основных объекта.

Первым является окружающий живой мир, способный заговорить с ребенком в любой момент. Это играет важную роль для осмысленного и бережного отношения малыша к окружающему.

Вторым является деление зла и добра, неизменная победа добра. Это поддерживает у крохи бодрость духа, его морально-нравственного роста и развитие его стремлений к лучшему.

Мораль сказок ребенок сможет усваивать лучше, если родители будут заниматься с ним по такой методике. Благодаря предложенной технике малыш станет внимательным и усидчивым. А это огромный плюс.

Дети зачастую сопоставляют себя с животными и хотят походить на них. Собственно сказки о животных способны лучше всего передать малышам жизненный опыт. Животные знакомы им не в качестве героев, а как личности, имеющие свои характеры и умения. Детишки перенимают у них опыт общения и учатся жизни.

В этих историях идет повествование об изменчивости семейной жизни и показано, как можно разрешить различные конфликтные ситуации. В них содержится позиция здорового чувства юмора и здравого смысла по отношению к неприятностям, которые встречаются в жизни. Поэтому бытовые истории совершенно невозможно заменить чем-либо как элемент для личностного развития, в особенности при работе, которая направлена на создание образа семейных отношений для «трудного» ребенка.

Многократно проживая и моделируя тревожную ситуацию, присутствующую в сказках, малыш может освободиться от напряжения и приобрести новые средства для саморегуляции. Страшные истории являются интересным психологическим материалом, который дает возможность познать заветные уголки мира ребенка. В них герои не имеют имен и абсолютно условны, с нераскрытым характером и не мотивируемыми поступками. Все герои — это просто олицетворение столкновения злых и добрых сил. Ребенок может выбрать для себя, за что ему «болеть», а у родителей задачей является направить малыша в правильное русло.

Авторские сказки

Как правило, авторские сказки более трепетные, более образные, нежели народные. Существуют дидактические авторские истории, которые создают педагоги, чтобы «упаковать» соответствующий учебный материал. Наряду с этим отвлеченные символы (арифметические действия, буквы, цифры) становятся одушевленными, и создается портрет сказочного мира. В таких сказках раскрывается важность конкретных знаний и смысл.

Авторские психокоррекционные сказки создают, чтобы более мягко влиять на поступки ребенка. Под исправлением здесь понимается смена непродуктивного стиля поведения на более эффективный. А также преследуется цель более доступного объяснения малышу смысла всего происходящего. Использование таких историй имеет ограничение по проблематике (ненормальное, непродуктивное поведение) и по возрасту (до 11-13 лет).

Комментарии 7

  • Алисия

    Сказки — это наше всё! Особенно, если это проверенные временем, которые ещё нашим родителям читали. Ну страшные сказки — это громко сказано, конечно. Хотя я помню Бабу Ягу лет до 8 боялась) Считаю нужным и такие сказки читать. А как ещё ребенок узнает что есть и добро, и зло. И уж полностью согласна, что именно через детские книги, ребенок узнает мир, его устройство и получает советы по взаимоотношениям с окружающими.

  • Елена

    Читать и рассказывать придуманные сказки детям это очень важно и нужно. Так дети развиваются и узнают об окружающем мире, им прививается добро.

  • Таисия

    Сказки — безусловно хорошо влияют на восприятие ребенком окружающего мира, воспитывают в малыше доброту, понимание и сострадание, но… например, моя старшая девочка слушает сказки с 9 месяцев и по сей день (5 лет) с удовольствием. Задаёт вопросы, рассуждает, высказывает своё мнение. А вот двух летнего сына уговорить послушать элементарного колобка, даже в качестве игры, просто не возможно. Он сидит на месте первую минуту, потом начинаются акробатические этюды и художественная гимнастика (что он только не вытворяет!)

  • Алевтина

    А мои сыновья до сих пор с удовольствие слушают сказки и играют в них же! И сами придумывают! И я всегда знаю — в каком направлении работает их мысль и вовремя корректирую, внося разнообразие в игру, а на самом деле — учу жизни.

  • дарья

    Сказки обязательно нужно рассказывать,как можно чаще,тогда дети быстрее начнут разговаривать!Я их читала,когда укладывала спать днем,а вечером рассказывала выдуманные.

  • Люба

    Моя доченька очень любит сказки. Когда ей было где-то 5 месяцев я начала читать ей сказки, показывала рисунки к сказкам ведь это хорошо влияет на развитие малыша. Из сказок каждый малыш берет что-то для себя важное. Сказки учат нас и наших малышей что добро всегда побеждает зло и в некоем случае не надо кого-то обежать.

  • Ольга

    Сказки для ребенка — настоящий учебник жизни! Именно в сказках дети, как правило, выбирают себе героев для подражания, именно в сказках в интересной и доступной форме ребенок учится различать добро и зло, что такое хорошо, а что — плохо! И лучше, если сказки читает взрослый, а потом вместе с ребенком обсуждает прочитанное. Ту сразу две пользы — можно скорректировать отношение ребенка к услышанному и сблизиться с ребенком, лучше понимать друг друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны к заполнению