Развитие речи у детей 2–3 лет

Каждый следующий год в жизни ребенка становится определяющим для определенной сферы развития. В формировании речи сензитивным, то есть особенно чувствительным и важным, этапом является возраст 2–3 года. Родители должны прилагать максимальные усилия, направленные на освоение языка. Усилия необязательно выражаются в формировании умения говорить. Есть и другие задачи.

Процесс формирования языка

Нередко на сайтах и форумах встречаются жалобы молодых мам: «малышу уже 3 года, а он практически не говорит». За жалобами скрывается серьезное беспокойство. Но волноваться не стоит. Некоторые дошкольники не говорят и до 5 лет, после начинают изъясняться правильно и складно, что некоторые взрослые позавидуют. В чем дело? Речь – не только умение говорить.

Родители должны в первую очередь понимать: речь бывает внешней и внутренней. По-другому – активной и пассивной. Если активная (внешняя, устная) формируется в 3 и 4 года, то внутренняя появляется намного раньше. В первые полгода жизни грудничок запоминает определенные слова и понемногу формирует собственный словарный запах. К двум годам структуры мозга созревают, малыш буквально впитывает и «записывает» услышанное. Когда он начнет использовать запомненное – другой вопрос. Детские врачи и психологи подмечают: ребенок начинает говорить, когда ему это понадобится. Если родители и без слов понимают кроху, выполняют прихоти без озвучивания желаний, потребность не появится долго.

Усилия необходимо направить преимущественно на формирование словарного запаса. Неважно, использует ли дошкольник услышанные новые слова или нет. Главное – чтобы у сложилось представление о богатстве языка, основных правилах формирования предложений, присутствовали перед глазами примеры ведения диалогов. Осталось понять, как названного добиться.

Стимуляция мелкой моторики

Начнем с физических, а не с умственных занятий. Многим мамам советуют заняться мелкой моторикой у малышей. Структуры головного мозга, отвечающие за мелкие движения и за речь, находятся близко и частично перекрывают друг друга. Стимулируя мелкую моторику, дополнительно воздействуем и на языковые структуры. Какие упражнения помогут?

  1. Игры с кубиками и конструкторами, сборка несложных паззлов (с крупными элементами). Уточнение: чтобы речь формировалась быстрее, в ходе занятий необходимо дополнительно описывать рисунки, присутствующие на элементах; проговаривать действия, если рисунков нет.
  2. Рисование. Помогает в освоении не только художественного и образного мышления. При рисовании тоже происходит стимуляция языковых центров. Правда, чтобы занятия оказались максимально эффективными, ребенок должен рисовать не кистью, а голыми пальцами. «Негрязные» варианты: использовать в качестве холста лоток с песком, манкой. Тогда «рисовать» получится без красок.
  3. Лепка. Еще одно полезнейшее и приятное «упражнение». Лепят из всего, из чего получается. Это обыкновенный пластилин, тесто, глина. В ходе занятия прорабатывается буквально вся ладонь.
  4. Пусть кроха рассматривает предметы, которые покажутся интересными (если у него нет привычки тянуть мелкие вещи в рот). Рассматривание предполагает, что малыш крутит предмет, перекладывает из руки в руку, ощупывает.

Одних лишь манипуляций с предметами недостаточно. Необходимы и другие упражнения – слуховые и языковые. Но не у всех родителей есть по-настоящему эффективный набор упражнений. Можно воспользоваться методикой Буквограмма. Помогает с минимальными усилиями и затратами создать малышу лучшие условия развития речи.

Упражнения на слух

Обязательной составляющей развития становятся упражнения на слух. Без правильного формирования слухового внимания ребенок неспособен правильно концентрироваться на источнике звуков. Появятся трудности с восприятием чужого языка. Что надо сделать?

  1. «Приглушение» звуков. В форме игры и в естественных условиях. Суть: ребенку сообщаются простые и понятные просьбы. Но не обычным громким голосом, а тихим. Отойти в другой угол комнаты и попросить, чтобы малыш принес куклу, другую игрушку, сходил за папой (мамой). Хотя команды и подаются тихо, они должны оставаться четкими и внятно проговариваемыми. Не надо придумывать сложные просьбы. Иначе ребенок не сосредоточится на голосе.
  2. «Откуда звук?» Полезное и интересное упражнение в форме игры. Нужен предмет, издающий громкий и отчетливый звук. Детский бубен, погремушка. Ребенок должен закрыть глаза и оставаться на месте, пока взрослый отходит в сторону и использует выбранный предмет. От малыша требуется указать направление, откуда появились звуки. Открывать глаза он не должен. Если показать рукой на источник шума сложно, пусть повернется лицом в правильном направлении.
  3. Завершение стишков. Есть целый набор стишком и легких загадок для трехлеток, помогающих в речевом развитии. Для примера – «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису». По аналогии найдется масса стишков. В чем смысл? Дошкольник должен прослушать часть стишка без последнего слова (в названном примере – «лису»). Ему нужно завершить стишок. Подходит для деток, хотя бы старающихся издавать похожие звуки. Опять же, ребенок учится сосредотачиваться на источнике и содержании речи.

Этого достаточно для «тренировки» внимания. Остался последний «компонент» – устная речь, применение накопленного словарного запаса.

Развитие устной речи

Чтобы малыш заговорил, он должен этого захотеть. Как создать необходимую мотивацию? Эту проблему тоже решают в форме игры. Можно подобрать разные игры, с использованием сформированного словарного запаса. Родителям надо учитывать: ошибки и неверное называние предметов – не проблема. Чадо привыкнет озвучивать мысли, научится доносить их до окружающих другими методами (жестами и звуками, имитирующими слова). Какие игры-упражнения удачны?

  1. «Мешок с секретами». Подготовить мешочек или плотный непрозрачный пакет небольшого размера. Складываются разные предметы, известные малышу. Пусть малыш залезет в мешок, не подглядывая, и достанет случайную вещь. После он ее называет, если хочет залезть за следующим предметом и продолжить игру. С названием некоторых справиться сложно. Тогда мама (папа) произносит названием предмета и просит повторить.
  2. Пересказ. Полезное упражнение – пересказывать простые, хорошо известные крохе сказки. Но это надо делать с опорой на, например, иллюстрации к сказкам. Ребенку в 3 года непросто воспроизвести весь сюжет. Он будет путать последовательность событий. Нестрашно. Если пользуется языком и старается рассказать историю, то это прекрасно. Если полноценный пересказ не выходит, пускай называет имена основных персонажей, изображенных на иллюстрациях.
  3. Выбор подходящей картинки. Еще упражнение, нравящееся дошкольникам. Взять несколько изображений предметов, с которыми знаком малыш (хотя подойдут и предметы, если они не слишком большие). Дальше – спросить ребенка, «чем из этого…» и назвать признак, назначение предмета. Например, ножницы – «…можно отрезать нитку», телефон – «… позвонить папе». И так далее. От крохи требуется указать на подходящую картинку (предмет).

Обязательное условие правильного развития речи – часто разговаривать с наследником. Если этого не делать, он не усвоит достаточное количество слов, не поймет способ образования предложений. Неважно, о чем приходится разговаривать. Хоть рассказы о работе и квартальных отчетах. А лучше – изложение произошедшего в течение дня в подробностях и с эмоциональностью.

Выбрать одну сферу и полностью на ней сконцентрироваться, чтобы развить язык ребенка, не получится. Хорошим результат окажется при целом комплексе воздействий. Уделяя упражнениям 15–20 мин. в день, удастся сформировать к концу третьего года жизни условия для складной, полноценной речи. Захочет малыш говорить или нет – совершенно другой вопрос. Но, если с пониманием чужой речи все в порядке, волноваться не придется.

Комментарии 5

  • роза

    очень правильно сказано, что ребёнок сам должен захотеть говорить. а если ему это не надо, то он и не будет.

  • Диана

    Если врачи не видят ни каких отклонений,то можно и не беспокоится. Некоторые дети не говорят лет до 5, и ничего страшного.

  • Vetrova

    Главное с ребенком как можно больше общаться . Именно не просто говорить , а общаться, что бы от него тоже шла обратная связь.

  • Белякова

    Конкретных упражнений вообще много. Надо только подобрать те, которые больше ребенку подходят, к которым он уже готов.

  • Майя

    Не надо сильно беспокоится, ребёнок обязательно заговорит. Ему только нужно время.

  • Катюша

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны к заполнению