Развитие ребенка в 3 года

Самостоятельность и любознательность – основные особенности детей, достигших возраста трех лет. Малышам требуется меньше посторонней помощи, чтобы обслуживать себя, добираться до определенных участков квартиры, принимать пищу, одеваться. К 3 годам кроха осознает множество открывшихся возможностей. Трехлетка не отказывается от шанса ими воспользоваться.

Основные умения

Возросшая обособленность и осознание себя отдельным человеком, способным воздействовать на окружающий мир, связаны со значительным расширением умений и навыков в 3 года. Этап является принципиально важным в закреплении самостоятельности, развитии мышления, взаимодействия с окружающими. Какие действия в данном возрасте дитя способно выполнять без помощи взрослых? Список получится большим.

  1. Различает и знает названия цветов, геометрических форм, предметов быта. Определяет назначение и физические параметры предмета. Называет элементы меблировки в комнате, кухонную утварь, бытовую и мультимедийную технику. Описывает (в элементарных понятиях) способы применения.
  2. Запоминает отличие «большого» от «маленького». Самостоятельно сравнивает размеры, степень отдаленности предметов. Способен сгруппировать разные объекты, выделив общий внешний признак (цвет, размер).
  3. Переходит от манипулятивных игр с предметами к ролевым. Раньше просто катал машинку по полу, теперь представляет себя водителем. Способность к ролевой игре позволяет активнее общаться со сверстниками, раздавать роли – «водитель» и «пассажир».
  4. Уход за собой поднимается на новый уровень. До 3 лет малыш дает себя умыть и вытереть полотенцем, теперь – умывается и вытирается. Справляется собственными силами с чисткой зубов. Происходит из-за желания казаться взрослым.
  5. Развивается концентрация внимания. Если раньше удавалось спрятать игрушку, и через некоторое время ребенок о ней забывал, то трехлетка не забудет. И продолжит поиск до момента, пока не найдет или пока не вернут.

Названного достаточно, чтобы составить общее представление, каким подходит ребенок к трем годам. Он не безвольный несамостоятельный индивид, а пусть и «элементарная», но личность. С этим, правда, связаны и некоторые проблемы. Но о них – позже.

Дети развиваются с неодинаковой скоростью, определенные отклонения от установленных норм возможны. Но не слишком сильные. Стоит подобрать подходящую методику и помочь наследнику в развитии. Без сомнений, этот способ наверняка пойдет на пользу. Поможет ускорить процесс усвоения всех необходимых навыков и не потребует значительных усилий.

Физическое развитие

В 3 года физические способности больше не ограничиваются ползанием и хождением. Они значительно расширяются, из-за чего родителям сложнее становится присматривать за своим чадом. Какие интересные и характерные способности появляются в физической сфере? В норме у малыша должны наблюдаться следующие умения.

  1. Самостоятельный прием пищи. Не надо помогать в держании столовых приборов.Обращается с ложкой и вилкой. Старается аккуратнее. Если и испачкается, то все уберет салфеткой. Развиты и моторные навыки, и понимание, как за собой следить.
  2. Выполнение несложных поручений. Можно дать простенькие задания. Не ради ради упрощения жизни родителей, а для приучения к труду и чувству нужности. Принести и отнести газету, пульт от телевизора, положить посуду в раковину, собрать игрушки.
  3. Характерная черта физического развития в 3 года – многозадачность. Ребенок концентрируется на определенных действиях, выполняет одновременно несколько. То есть перераспределять внимание на ряд задач сразу. В чем выражается? Например, подпрыгивает и в момент прыжка хлопает в ладоши. Действия совершаются осознанно и с относительно большой точностью.
  4. Уверенное перемещение в пространстве. Дошкольник значительно расширяет способности в использовании окружающего пространства. У него не бывает сложностей при передвижении по лестнице, при сохранении равновесия, при стоянии на одной ноге. Без проблем ловит мелкие предметы и бросает по желанию в определенное место. Относительно легко дается преодоление препятствий небольшой высоты.

С ребенком, который осознал все эти способности, обычно приходится очень непросто. Он стремится активно познавать мир, испытывать себя в разных задачах. Это нормально, но родителям такая непоседливость доставляет немало неудобств. Хотя активность – еще далеко не самая сложная черта у детей трех лет…

Психическое развитие

Развитие и усложнение структур мозга и нервной системы в целом способствует накоплению большого объема словарного запаса, появлению более ярких и запоминающихся ощущений. Органы чувств действуют намного активнее, чем раньше. У детей возникает способность к объемному восприятию, пониманию специфики взаимного расположения объектов в пространстве. В результате развиваются такие психические особенности.

  1. Малыш различает не только основные цвета, но и оттенки. Он запоминает их название и при необходимости использует в дальнейшем.
  2. Активно развивается образно-действенное мышление. Малыш понимает функции и взаимодействие предметов. В проблемных условиях кроха самостоятельно использует игрушки и окружающие предметы в качестве инструментов (например, с помощью детской лопатки достать вещь из-под дивана). Воображение быстро развивается, стимулируется образами из сказок, мультиков и так далее.
  3. Возможно, речь внешне не претерпевает больших изменений. Но это иллюзия. В 3 года происходит быстрое развитие внутренней пассивной речи. Словарный запас постоянно растет, устанавливаются четкие представления о числе, падеже, роде слов.
  4. Стараясь узнать больше об открывшемся мире, дитя начинает задавать много вопросов. Легко запоминает сказки, дословно воспроизводит достаточно большие стишки (если уже хорошо сформировалась речь). Возникает способность к принятию других ролей. Малыш «становится» персонажем тех же сказок, мультиков, фильмов.
  5. Наконец, ярчайшим проявлением в психическом развитии становится переход от третьего лица к первому в разговорах. Раньше ребенок называл себя по имени. Например, «Ваня покушал», «Оля собрала игрушки». Теперь использует местоимение «Я». У крохи появилось самосознание. Выделил себя из остального мира. Понял, что является отдельной частью — изолированной и самостоятельной.

Вот такие чудесные изменения происходят в норме к трем годам. Родителям придется справляться с непоседливостью, а порой и подчеркнутым непослушанием малыша. На три года приходится самый сильный и тяжелый кризис развития (по крайней мере, до наступления подросткового возраста). Ребенок внезапно становится непослушным, проявляет негативизм, перестает подчиняться маме и папе, выполнять просьбы. Причина – в резко появившемся осознании «влиятельности» и самостоятельности. Длится кризис недолго — пару недель, месяц. Придется немного потерпеть.

Выводы

Момент считается самым важным до поступления малыша в школу. На период трех лет приходится масса кардинальных перемен в возможностях, поведении и психологии малыша. Родители должны проявлять особое внимание к трехлетке. Излишняя строгость и чрезмерное попустительство, недопустимы. Требуются участие, справедливость, понимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны к заполнению