Развитие детей по месяцам до года | Особенности у мальчиков и девочек

Неважных этапов в развитии ребенка нет. И все-таки особое внимание должно уделяться первому году жизни. На данный момент развитие ребенка по месяцам до 1 года прекрасно изучено. Досконально известно, какие навыки и умения появляются в норме у крохи и в какой период. «Погрешности», разумеется, возможны. Ведь скорость формирования индивидуальна и зависит от разных факторов. В том числе, от пола — мальчики и девочки развиваются немного по-разному.

Общая специфика развития

Чтобы составить полноценное представление о том, как по месяцам развивается дитя, надо для начала описать общие закономерности. Вообще, половые различия наиболее ярко проявляются в скорости накопления веса и увеличения роста. Остальные различия сами родители вряд ли заметят. Как происходит формирование и появления новых навыков у мальчиков и девочек? Можно представить процесс следующим образом.

Первый месяц

С момента появления на свет у младенца есть способность различать звуки. Реагирует соответствующим образом. Особенно, на резкие и громкие звуки. Появляется такая характерная реакция, как плач. В целом же, в первый месяц кроха обладает набором видовых безусловных рефлексов: сосание, хватание, толкание ножками.

К концу этапа развивается навык концентрации внимания на предметах. И в первую очередь малыш концентрируется на лицах близких людей. Чаще мама. Набор веса за первый месяц составляет не более 1 кг, увеличение длины (роста) до 3 см.

Второй месяц

Период знаменуется увеличением любознательности и попытками рассматривать окружающее пространство. То есть грудничок лежа начинает крутить головой, пытаясь повернуться, например, к источнику звука. Усложняются характерные эмоциональные реакции – улыбка, оживление интереса. Движения руками и ногами становятся более активными.

Под конец второго месяца многие дети приобретают способность ложиться на спину. И еще до наступления третьего мальчики и девочки пробуют издавать сознательные (как кажется) звуки – «улюлюканье». Проявляется как ответная реакция на разговор мамы и папы.

Третий месяц

У трехмесячного грудничка укореняется способность различать лица. Если рядом появляется известный ему человек, оживляется и становится активнее. Соответственно, оставленное в одиночестве дитя выказывает недовольство – плачет, кричит. Причем, именно не из-за физиологических ощущений, а из-за чувства одиночества, опасности.

Кроха хватает заинтересовавшие предметы, рассматривают их и окружающее пространство. Некоторые даже встают на локотки и смотрят дальше. Ребенок приобретает достаточно сил и самостоятельно отталкивается ногами от твердой поверхности.

Четвертый месяц

Этапу характерно появление первых попыток активного передвижения. Пока не ползание, но уже перевороты со спины на живот и обратно. Из-за такой особенности мальчиков и девочек нельзя оставлять одних на кроватке без бортиков – могут свалиться. Малыш начинает с интересом изучить собственные ножки. Пинается, иногда кладет пальцы ступней в рот.

Наблюдается еще одна особенность – избирательное отношение к игрушкам. То есть с какими-то игрушками ребенок играет практически постоянно, а какие-то – вообще не трогает. И, наконец, возникает подобие речи. Точнее, первые сознательно издаваемые звуки, имитирующие простые слоги.

Пятый месяц

Не все, но некоторые мальчики и девочки пытаются сидеть. Хотя все-таки обычно освоение движений ограничивается подъемом на коленочки. Каждый предмет стараются изучить как можно подробнее – рассматривают и ощупывают, пробуют на вкус, проверяют на прочность, бросают с силой.

В психологической сфере появляется способность четко различать знакомых незнакомцев. Причем, ко вторым кроха относится недоверчиво. Увидев незнакомых людей, настораживается, затихает, прекращает играть.

Раньше ребенок спал по 3–5 раз в день, теперь дневной сон состоит из двух «подходов». Каждый по 2–3 часа максимум. Наконец, иногда уже на пятом месяце появляется первый зуб. Придется приготовиться к беспокойным ночам.

Шестой месяц

Начинается активное формирование словарного запаса. Намеков на речь, конечно, еще нет. Зато ребенок слышит и запоминает слова, которые произносят взрослые. Период отлично подходит для первых развивающих занятий. Правда, подобрать занятия маленькому человечку сложно. И лучше воспользоваться рекомендациями профессионалов, которые положительно отзываются об этом превосходном методе развития. Его можно применять и позже, в любом возрасте до поступления в школу.

Активность на шестом месяце жизни становится еще больше. Теперь многим девочкам и мальчикам доступно перекатывание и ползание. Появляется уверенное сидение. О хорошем понимании речи говорит способность малыша показать известные и привычные ему предметы, названные взрослыми. Еще ребенок показывает собственные части тела – нос, рот, лоб и так далее.

Допустимо вводить в рацион прикорм. Причем, практически сразу формируются вкусовые пристрастия. И родителям приходится подбирать именно ту пищу, которую наследник «одобрил».

Седьмой месяц

Характерная особенность этапа – ползание. Малыш эту способность еще до конца не освоил, но сильно старается. Есть развитие идет нормально, то к данному моменту должны полностью сформироваться навыки сидения, переворота на спину с живота и обратно, ползание назад. Именно назад, а не вперед. Детям проще передвигаться так.

Предметы в руках дети на седьмом месяце удерживают крепко, перекладывают из одной руки в другую. Игры типа «Ладушки» сильно увлекают и завладевают вниманием. Кроха пытается подражать разговору родителей, используя многосложные «слова»: имитирует услышанные ранее звуки – «би-би», «ла-ла».

Восьмой месяц

Восьмимесячные мальчики и девочки иногда произносят первое «слово». Чаще всего родителям слышится «мама», «папа». На самом деле, это тоже имитация, а не сознательно произнесенные слова. Но родителям все-таки приятно… Ребенок становится активным, самостоятельно передвигается ползком, двигается в такт музыке, пробует предметы на вкус.

Попытки погрызть предметы вызваны появлением нескольких зубов (обычно – до пяти). На восьмом месяце можно начать приучение к горшку. Ребенок достаточно взрослый, чтобы получить первые представления о важности такого дела.

Девятый месяц

Жизнь грудничка подчинена полностью его любопытству. Силы растут, умение координировать собственные действия – тоже. И ребенок начинает ползать везде, где может. Заглядывает за диван, пытается дотянуться до стоящих выше предметов, пробует вставать на ножки, держась за опору.

Развивается чувство собственности. Легко отобрать вещь у малыша не получится. Нравится вещь — всячески выказывать недовольство, когда ее отбирают. Речевое развитие идет активно. Ребенок знает, как называются все части тела, может показать многие предметы на картинках, если взрослые их назовут. И теперь он подражает звукам голоса, интонации, движениям губ, мимике в целом.

Десятый месяц

Активность, опять же, растет. Некоторые детки в десять месяцев ходят и бегают. Но далеко не все. Обязательно будут раскрыты все шкафы и тумбы, которые поддадутся. А все вещи из них, соответственно, окажутся вынуты. Ребенок пробует делать то же, что и взрослые. Например, берет веник и «метет», «пылесосит», «моет посуду». По сути, примеряет на себя взрослые роли, пусть и в игровой форме.

Еще кроха старается самостоятельно за собой ухаживать – ест ложкой, сам накладывает еду. Почти ничего не выходит, но такие попытки говорят о нормальном развитии. Уложить спать больше одного раза в день теперь практически невозможно.

Одиннадцатый месяц

С радостью осваивает умение ходить. Ходит и самостоятельно, держась за опоры, и с помощью мамы-папы. Мелкая моторика становится все точнее: ложку держит увереннее, нажимает на кнопки телефона, телевизора, компьютера, играет с мелкими предметами, если их не успевают убрать.

Речь постепенно усложняется. Теперь не имитация звуков, а полноценные слова, хотя и самые элементарные, типа «мама», «дай», «что». Все больше нравится твердая пища. Пюре и каши некоторые дети вообще есть отказываются — нет твердых вкраплений.

Двенадцатый месяц

При полноценном развитии к концу первого года ребенок накапливает внушительный набор умений. Он ходит, раскладывает и складывает в коробку игрушки, умеет жевать, пользуется столовыми принадлежностями, произносит 10–20 элементарных слов из одного-двух слогов, играет с пирамидками и кубиками.

Индивидуальный набор умений может быть и другим. Тем более, уровень владения этими навыками различается. Но в норме все выглядит именно так. Некоторые дети начинают все больше интересоваться техникой (компьютером, телефоном), если родители позволяют.

Последовательность развития мальчиков и девочек до года примерны. Варианты возможны. Например, кто-то намного раньше встает на ноги, у кого-то первых слов нет лет до полутора. У кого-то сразу выскакивают 5 зубиков, а у кого-то даже один долго не появляется. Ничего страшного. Ведь слишком много факторов влияет на то, с какой скоростью идет развитие. И, если педиатр не видит патологий, то волноваться точно не нужно.

Различия мальчиков и девочек

Выше дан общий порядок развития, характерный для детей обоих полов. Но надо назвать несколько различий, хотя и не слишком значительны. Развитие мальчиков и девочек по месяцам до года происходит примерно одинаково, а вот скорость появления навыков, действительно, немного разнится.

  1. Мальчики позже учатся распознавать настроение говорящего. Им сложнее определить, доброжелательно или недоброжелательно с ними говорит взрослый.
  2. Резкие звуки девочек пугают больше. Мальчики остаются спокойными, не «шарахаются» от пылесоса, включившегося телевизора.
  3. Девочки начинают узнать лицо матери раньше – причем, недели на 2–3. И в целом им свойственно более быстрое запоминание лиц, различение «своих» и «чужих».
  4. Способность к концентрации внимания у девочек изначально лучше. Дольше изучают предметы, листают книжки с картинками. Правда, будущие мужчины реагируют «бурно», активно и с целым спектром эмоций, хотя не особенно внимательно и вдумчиво.
  5. Мальчики до года чаще интересуются «твердыми» игрушками, чем мягкими. Девочки – наоборот.
  6. Девочкам гораздо чаще неприятна пища с горьким вкусом. А мальчики не любят соленое, к горькому и сладкому относятся почти равнодушно.
  7. В речевом развитии мальчики заметно «отстают». Позже произносят первые слова, медленно набирают словарный запас. Среди них больше всего «молчунов», которые не говорят до четырех лет и даже не предпринимают таких попыток.
  8. Девочки позднее начинают ходить. Научается самостоятельно стоять, но долго не решится передвигаться на ногах без помощи. Да и в целом для них хождение не является чем-то радостным, в отличие от мальчиков, которые впервые ходят, не скрывая восторгов.
  9. Мальчикам проще запоминать голоса, а девочкам – лица. Первые активнее реагируют на голос знакомых и боятся голоса незнакомцев, а вторым голос важен меньше. Соответствующим образом реагируют именно на лица.
  10. Мальчик до года чем-то недоволен — он состроит противную рожицу и замашет ручками. Девочка – начнет «ругаться», гневно произносить, как ей кажется, угрожающие звуки.

В общем, таких мелких различий достаточно много. Но в целом развитие невероятно схоже. Принципиального значения отводить полу ребенка не надо. Более заметна разница в физических показателях: мальчики быстрее растут, набирают вес, становятся сильнее. Правда, после года ситуация меняется. Девочки догоняют, но и перегоняют.

Осталось в последний раз подчеркнуть, развитие детей – неточная программа. Отставание и опережение «графика» возможны и обязательны. Не надо стараться ускорить процесс формирования. Он должен происходить естественным образом. Задача родителя – всего лишь помочь, то есть обеспечить уход, спокойствие, чувство защищенности. И, конечно, давать необходимую стимуляцию для мышления, речи, органов чувств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны к заполнению