Как вести себя в новом классе

загрузка...

Смена коллектива, новые учителя и новые обязанности – все это приводит к стрессу и заставляет ребенка, будь то первоклассник или подросток, волноваться. Как вести себя в новом классе, чтобы коллектив принял новичка и все сложилось хорошо. Прежде всего, детям должны помогать родители. Им стоит объяснить, как лучше себя вести и что нужно делать. Нередко родители полностью перекладывают на ребенка ответственность за переход в новую школу, думая, что проблема не столь велика и школьник самостоятельно справится с поставленной задачей. Это может привести к тому, что ребенок станет изгоем в классе и так и не сумеет найти общий язык с коллективом, что бывает сложно сделать даже взрослому человеку. А дальше – нежелание учиться, прогулы в школе и конфликты в семье.

Психологи дают конкретные советы, как вести себя в новом классе, чтобы избежать неприятностей и быстрее влиться в коллектив. Многое определяется возрастом ребенка и отношением родителей.

Проблемы при переходе в новый класс

Ребенку тяжелее всего дается отказ от общения с одноклассниками. Все мы понимаем, что ребенок ходит в школу не только за знаниями, но и за общением, дружбой и развлечениями. Все это приходится оставить в старой школе и начать выстраивать новые отношения. Нередко ребенок даже и не пытается влиться в коллектив. Он тоскует по старой школе, по друзьям и учителям, а все новое кажется ему неприветливым, скучным и неинтересным. Если переход в новый класс осуществляется с начала учебного года, то еще до наступления 1 сентября следует заранее познакомиться с педагогами и классным руководителем. Между ребенком и учителем должен установиться контакт. Родители должны рассказать педагогу не только о школьных успехах чада, но и об индивидуальных особенностях ребенка, специфике поведения и возможных проблемах.

Родители должны узнать о правилах поведения в школе, традициях, внеклассных мероприятиях, дресс-коде и т.д. Все это поможет подготовить ребенка заранее и не допустить того, чтобы тот выглядел в новом классе белой вороной. При встрече с коллективом работает общий принцип – встречают по одежке. Это не означает, что ребенок должен быть разодет в роскошную одежду или иметь при себе дорогие гаджеты. Как раз это не приветствуется, причем не только среди детей, но и среди учителей. Ребенок должен быть одет в соответствии с правилами, но если чадо просит хорошие туфли или рубашку, искренне веря, что это придаст ему уверенности, то отказывать не стоит. Пусть на первой встрече с одноклассниками ребенок будет чувствовать себя уверенно и неотразимо. Все-таки первое впечатление значит много.

Новичка могут принять по-разному. Его могут игнорировать, а может, новые одноклассники сами попытаются выйти на контакт. Предусмотреть этого заранее нельзя. Зато можно подготовить ребенка и объяснить ему, как правильно реагировать на поведение одноклассников. Вряд ли кто-то пойдет на откровенную агрессию, ведь новичок первое время всегда остается под негласной защитой педагога. Так что никаких страхов у новичка быть не должно. По крайней мере, родители должны сделать все возможное, чтобы ребенок это понял. Большинство новеньких не проявляет особой инициативы и, как правило, держится немного в стороне, пока одноклассники не пригласят. Это нормальное поведение, и обычно на первый же зов новенькие отвечают с готовностью. А вот чрезмерная активность новичка может оттолкнуть одноклассников. В принципе, ребенок, уверенный в поддержке своих родителей и с адекватной самооценкой, легко вольется в новый коллектив и быстро найдет общий язык с одноклассниками. А вот если родители будут упрекать чадо в том, что у него не получается быстро наладить контакт с одноклассниками, то могут быть проблемы.

Что должны делать родители

Конечно, сказать ребенку «все будет хорошо» и этим ограничить свое участие в жизни чада – вариант не самый удачный. Если ребенок будет знать, что дома от него ждут каких-то подвигов и быстрой адаптации, то с высокой долей вероятности начнутся проблемы. Причем ребенок будет стараться давить их в себе. Он не станет жаловаться, а начнет накапливать обиды и разочарование, что может привести к серьезным проблемам как в учебе, так и во взаимоотношении ребенка и родителей.

Не так-то просто однозначно ответить на вопрос, как быстро наладить контакт с одноклассниками и как правильно вести себя в новом классе. Если в течение двух месяцев ребенок не сумел найти общего языка со сверстниками, то это серьезный повод задуматься. Возможно, родителям стоит проконсультироваться с детским психологом. Родители должны разбирать каждую проблему ребенка. Ситуация «не влился в коллектив» обычно включает множество конкретных происшествий, которые приводят к проблемам в школе. Среди частых ошибок родителей:

  • перекладывают ответственность за адаптацию ребенка на плечи педагога,
  • ставят перед ребенком высокую планку, требуя одновременно хороших оценок и быстрой адаптации,
  •  принимают активное участие в конфликтах между одноклассниками и ребенком, демонстрируя перед коллективом несамостоятельность собственного ребенка.

Все это приводит только к усугублению ситуации. Психологи советуют родителям новичков самим вести себя более активно, но не с позиции своего ребенка, а в отношении с учителями и другими родителями. Если есть возможность, стоит вступить в родительский комитет. Это поможет приблизиться не только к школьной жизни ребенка, но и взять под контроль дела всего класса.

Стоит также подумать о том, что важнее: хорошие оценки или хорошие взаимоотношения ребенка в школе. Надо понимать, что на первых порах у ребенка могут быть проблемы с учебой, что связано с особенностями учебной программы и поведением учителей, которые «прощупывают» новичка. Не стоит переживать, если у ребенка появились оценки хуже, чем в другой школе. Переход в новый класс и без того требует больших душевных и психологических жертв от ребенка. А если родители еще начнут ругать его за оценки, то адаптация будет проходить намного сложнее. Обычно к концу первой четверти ситуация полностью стабилизируется, ребенок успокаивается и погружается в учебный процесс.

Самая нежелательная ситуация, которая только может быть, это открытые конфликты с одноклассниками, которые могут привести даже к агрессии и насилию. Психологи уверены, что сам факт перехода на новое место никак не связан с подобными проявлениями. Элементы эксплуатации и агрессии встречаются не только среди новичков, попадающих в новый коллектив. В нормальном коллективе подобных явлений быть не должно, даже если появился новый человек. Возможно, новая школа или новый класс подобраны неудачно и стоит подумать о поиске нового места учебы. Сегодня известны случаи, когда взрослые школьники не только третируют одноклассников, но и учителей. И тут вопрос, как вести себя в новом классе, уже не возникает. Нужно скорее менять неблагополучный класс, чтобы не сгубить психику ребенка.

Нередко мальчики доказывают свою силу с помощью кулаков. Психологи не поощряют таких методов, однако в некоторых случаях силовой прием приносит свои плоды. Но это, как правило, нужно один раз и только с целью продемонстрировать свое бесстрашие и лидерские качества. Конечно, родители не должны побуждать ребенка к дракам, но если нечто подобное произошло и это помогло ребенку стать «своим» в новом коллективе, то заострять внимание на проблеме не стоит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны к заполнению